5.07.2012 11:48
В России падает спрос на маленькие гастрономические излишества, заявляют эксперты из исследовательского холдинга «Ромир», которые ежемесячно рассчитывают индекс «Кофе с молоком».
База для этого индекса – динамика объёмов потребления и цен четырёх категорий товаров: молока, кофе, шоколада и бутилированной воды. Говоря иначе, товаров, которые не входят в список товаров первой необходимости и которые приобретают для того, чтобы себя побаловать. По сути, ингредиенты этого индекса – элементарный набор маленьких удовольствий.
При последнем замере индекса специалисты обнаружили, что в мае 2012 года в сравнении с апрельскими показателями индекс снизился на 8%. Это сезонное снижение оказалось более серьёзным, чем в прошлые годы: в 2011 году в мае снижение составляло 5,5%, а в 2010 году – 1,5%. В Москве индекс и вовсе снизился на 10%.
Стоит отметить, что в мае нынешнего года сократились не только объёмы потребления продуктов из индекса, но и средние траты на их приобретение. Кофе, воду и молоко приобретают всё чаще в торговых точках, которые торгуют в розницу, но по ценам, близким к опту.
По мнению социологов, сложившаяся ситуация говорит о том, что потребители начала тщательным образом оптимизировать повседневные расходы, предпочитая наиболее выгодную цену. Ранее такой алгоритм поведения был характерен для среднеобеспеченного слоя и малообеспеченных групп, но в мае экономного стиля потребления стали придерживаться и граждане с высоким уровнем семейного дохода – более 25 тыс. рублей на члена семьи в месяц.
Эксперты сложившуюся ситуацию связывают с ожиданием россиянами второй волны кризиса.
Это подтверждает и активный спрос на непродовольственные товары, электронику и бытовую технику в частности. Потребители в ожидании ухудшения экономической ситуации, падения курса национальной валюты, снижения покупательской способности рубля и роста инфляции стремятся закупить некоторые товары впрок.