
Ожидает ли Европу новый кризис?
Прошедшая неделя была богата событиями. Самое знаковое – отставка французского правительства. Стоит ли говорить, что на фоне непрекращающейся тревоги о дефляции снова начались разговоры о возвращении евро-кризиса. Впрочем, пока что – это только вероятность, которой можно избежать. И бизнес-лидеры с инвесторами начали задаваться важными вопросами. Смогут ли правители Европы признать, что слабость еврозоны является поводом для смены курса? Если да, то смогут ли правильно определить направление? И будет ли позволено европейским правительствам проводить изменения курса, если учесть, что фактически курс региона определяется в Берлине?
Японские уроки
Что ж, у Европы пока есть шанс спастись от повторения японского потерянного десятилетия стагнации и дефляции. И, похоже, что шанс этот – последний. Ведь даже в относительно спокойной Японии эти негативные процессы сопровождались политическими потрясениями и социальными бунтами. А у Европы нет японского общественного консенсуса, национального единства и финансовой сплоченности. Да и сможет ли регион протянуть десятилетнюю рецессию без развала Евросоюза?Что должна сделать Европа, чтобы спастись от застоя и распада? Ответ очевиден – нужно что-то вроде «трех стрелок», которыми вооружился японский премьер Абэ на борьбу с рецессией. Это агрессивная денежная политика, финансовые послабления для решения проблем дефицита и долгов, и структурные реформы для исправления долгосрочных перспектив спроса.
Готовность к переменам
Судя по последним речам Драги, все эти пункты выполнимы и для Европы. Центробанк все больше намекает на то, что ориентируется на рост кредитной политики. Еврокомиссия готова интерпретировать свои финансовые правила более гибко. А национальные правительства обещают провести таки дополнительные структурные реформы.Проблема в том, что все эти слова и намеки сопровождаются слишком большим количеством «если». Слишком много ставится условий, возникает неопределенностей и оговорок. И, даже если ЕЦБ и решит поэкспериментировать со Штатами и Великобританией и провести количественное смягчение в японском стиле, он все равно не готов сделать для этого столько, сколько нужно. Да и припозднился он с таким решением. Нет, времени для предотвращения краха евро достаточно, однако на то, чтобы вытянуть европейскую экономику из спада – уже не хватит.
Правильные действия или новый кризис
Еще более печальны перспективы фискальных и структурных реформ – как ничто другое ярко об этом свидетельствуют последние новости из Франции, где глава страны уволил призывавшего к гибкости бюджета и финансовой рефляции министра экономики. А ведь Монтебург был прав, подчеркивая важность реформ – и такое замечание он делал не только своему президенту, но и главам ЕЦБ и МВФ. Ведь важен не просто факт этих реформ, важен еще и порядок их реализации.Вполне возможно, что именно дезориентированные попытки что-то изменить и стали причиной экономического спада европейских держав. Так, к примеру, денежная экспансия является более эффективной в сочетании с налоговым стимулированием – например, путем временного снижения налогов. В противном случае все потуги заранее обречены на провал.
Структурные реформы очень медленно действуют и в краткосрочной перспективе генерировать рост не способны. А потому должны рассматриваться как дополнение к макроэкономической политике, а никак не в качестве предварительного условия для кредитной, налоговой и денежной экспансий. Работы много, цели определены и определена даже готовность им следовать. Остался последний вопрос.