Трудовые отношения RSS / Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal RSS-трансляция



+1 6
+4
-1 2
Кто на новенького или зачем нужна адаптация персонала?

Кто на новенького или зачем нужна адаптация персонала?

По всему офису с растерянным видом бродят «свежепринятые» сотрудники… Новый руководитель отдела скромно пристроился на стульчике в углу, в ожидании когда же его представят подчиненным… Если в вашем офисе такие ситуации возникают часто, значит, вы не побеспокоились о том, чтобы в корпоративную культуру включить систему адаптации персонала.


Необходимость адаптации как системы

Когда человек приходит на новую работу, он должен в короткий срок влиться в новую для него систему взаимоотношений и изучить принятые в организации нормы поведения. Он должен как можно быстрее преодолеть возникающие при этом межличностные и производственные проблемы и начать стабильно работать. Если руководство компании серьезно относится к вопросу адаптации, новопринятый работник начинает эффективно работать сразу после того, как заканчивается испытательный срок. При налаженной системе адаптации персонала у новичков снижается уровень тревожности, а в компании уменьшается текучка кадров. В то же время, если новый работник на протяжении испытательного срока испытывает дискомфорт, если «старожилы» выказывают к нему пренебрежительное отношение, а сам он не может найти необходимую для работы информацию, единственное, что останется такому работнику – положить руководителю на стол заявление «по собственному».

Первое знакомство

Самой распространенной ситуацией знакомства новых сотрудников с компанией является непродолжительный разговор с представителем кадрового отдела, которая редко когда имеет продолжение в виде ознакомительной экскурсии по офису. В большинстве случаев вступление нового сотрудника в коллектив ограничивается представлением новобранца коллективу, показом необходимых комнат (столовая, туалет, курилка) и снабжением списком телефонов сотрудников. И мало кто из представителей кадровой службы интересуется у новичка не нужно ли ему что-нибудь, поел ли он вообще, в конце первого рабочего дня - его первым впечатлением, а в конце недели – что понравилось, а что нет. В то же время у самого новичка в период знакомства с новой работой возникает немало вопросов, как профессиональных, связанных непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, так и социально-бытовых. И пока он не получит исчерпывающих ответов, он вряд ли сможет эффективно работать.

В тех компаниях, которые адаптацию персонала воспринимают как важную составляющую трудового процесса, введена практика наставничества (кураторства, введения в профессию). Кажется, что эффект от подобного отношения к новичкам виден лишь в отдаленной перспективе. На самом деле в компаниях, где прививается наставничество, новый сотрудник начинает эффективно работать уже спустя несколько месяцев. В то же время в компаниях, где адаптация происходит спонтанно, реальный эффект от работы нового сотрудника наступает в лучшем случае через год.

Как проводится адаптация персонала?

Условно процесс адаптации делится на несколько этапов. В первую очередь новенького знакомят с коллективом, вводят в курс предстоящего производственного процесса и объясняют критерии его оценки, принятые в компании. Затем новоприбывший сперва под контролем назначенного наставника, а потом самостоятельно, выполняет несколько рабочих заданий. Заключительный этап – оценка работы новичка. Оценку проводит руководитель, наставник или сотрудник кадровой службы. После чего принимается решение об уровне прохождения новым сотрудником испытательного срока.Такая классическая схема адаптации прекрасно подходит для организации с большим штатом. А для тех компаний, которые не могут похвастаться размерами или не имеют ресурсов чтобы наладить эту схему, как альтернативу можно использовать лояльность и открытость к общению. Так, на доске объявлений можно размещать информацию о новых сотрудниках, а при знакомстве новичков с коллективом, не забыть сказать несколько слов о каждом его участнике. Также имеет смысл потратить время на составление Положения об адаптации, в котором прозрачно объяснялось бы все, с чем предстоит столкнуться каждому новоприбывшему сотруднику.


Обратите внимание:

Для людей с плохой кредитной историей составлен рейтинг лучших кредитных предложений 2018 года.


Нравится






6381
21.11.2011 12:46
В закладки
Версия для печати
Гость, выскажи мнение!

Комментарии

  • РоманБ 21.11.2011 18:19    
    Как у Вас все красиво расписано! А у нас так было: начальница с утра без предупреждения приводит какую-нибудь девчушку и говорит: "Это стажер, научи ее всему дней за пять"
  • YA_HELEN 22.11.2011 12:23    
    ::))
    вот-вот!..
    и вообще, ВСЁ ЭТО реально пока лишь для западной модели трудовых отношений, особенно по части создания на предприятиях специальных "служб адаптации" - вот ЭТО уж в наших конторах будет совершенно нерентабельно!
  • Alex333 22.11.2011 18:24    
    Адаптация персонала, конечно, нужна! Плечо старшего товарища, опытного сотрудника и т.п... Главное, чтобы из нового персонала не вырастали сек соты...
  • Lumpfwaffe 22.11.2011 19:00    
    Мне однажды на новой работе очень помог один-единственный листок. Просто схематично были нарисованы комнаты и прямоугольниками обозначены как стоят столы. В каждом прямоугольнике было написано - кто такой, как зовут, внутренний и сотовый телефоны, по каким вопросам обращаться. Когда тебе представляют за 5 минут 20 сотрудников, никогда не запомнишь, кто они и чем занимаются.
  • Tanushka 22.11.2011 19:46    
    Хорошо, если бы так и было, а обычно приходиться разбираться самому, что к чему, а ведь сразу складывается первое плохое впечатление.
  • gemi21 23.11.2011 21:58    
    Да уж, не помешало бы на законодательном уровне обязывать предприятия и работодателей заниматься адаптацией. Только в России в большинстве компаний к сожалению этому моменту значения не придают.