Кредитный договор станет понятным и без мелкого шрифта
Легко экспертам советовать: читайте, мол, кредитные договора перед их подписанием, и будет вам в денежных делах успех. Но что делать простому обывателю, если хитрецы-банкиры важную информацию выносят мелким шрифтом в конец договора как ссылку, ссылаются на документы, которые не являются приложением к этому договору и пр. Да и та информация, которая доступна безо всяких уловок, кажется закодированной – настолько обтекаемы фразы в этих договорах. А еще можно вспомнить о специфичных терминах, которые так любят в подобных документах банковские юристы. Казалось, этому не будет конца.
Кредитный договор не должен выглядеть шифровкой
Все меняется – главный регулирующий орган Великобритании наконец-то нашел время обратить внимание на то, что подсовывают на подпись своим клиентам банки. И не просто обратить внимание, но и понять обывателя, который просто часто не в состоянии понять о чем идет речь в документе. И теперь FCA хочет заставить банкиров и прочих финансистов излагать свои условия в более творческой и информативной форме.
Мало того, что приходящие за кредитами люди обычно бывают финансово неграмотными и не до конца понимают что покупают (кредит ведь тоже своего рода товар). Так банки еще и всю важную информацию размещают так, что на ее поиски придется затратить время. При этом FCA искренне полагает, что информационная доступность будет выгодна и самим финансовым структурам, так как снизит количество жалоб со стороны клиентов.
Клиенту нужно объяснить
А значит, прежде чем давать на подпись договор, стоит ознакомить клиента с предлагаемым продуктом. Лучше всего для этого использовать видео и инфографику. А в самом договоре важные пункты выносить на самое видное место и выделять их маркированным списком. А еще хорошую службу сослужит частая связь с потребителем. Тогда он будет и сам стараться освоить новую информацию.
Впрочем, FCA признает, что его требования к банкам могут породить новую проблему. Так, им придется раскрывать слишком много информации о своем продукте, если по-другому объяснить клиенту его суть не получится. А ведь банки строго охраняют свои секреты.
Стоит заметить, что задумываются об этом не только в Великобритании. Австралийский регулятор выпустил серию комиксов для молодежи, чтобы заинтересовать их в контроле над своими деньгами. Например, начать с отслеживания телефонных счетов, расходов на авто и кредитную карту.
Поднимается тема финансовой грамотности и в нашей стране.