Мировая экономика RSS / Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в LiveJournal RSS-трансляция



+1 1
+1
-1 0
Кризис 2008 года. Послесловие

Кризис 2008 года. Послесловие

Если и есть что-то в макроэкономике, что изменили финансовый кризис 2008 года и последовавшая за ним рецессия, так это забота о финансах. Сейчас, спустя 7 лет, кажется невообразимым, что кто-то из правительства может игнорировать связь между финансовой системой и остальной экономикой. Меж тем, до 2009 года многие макроэкономические модели просто не учитывали цены на активы, кредитное плечо, используемое банками, да и просто состояние финансового сектора. Некоторые из этих моделей применяются до сих пор.


Кризис 2008 года научил политиков осторожности


Сегодня макроэкономическая политика просто пронизана решимостью не повторить ошибок прошлого. Даже МВФ на последней конференции заметил, что взаимодействию между государственной политикой и финансами уделено значительное внимание. Самый главный вопрос остается неизменным – что может сделать правительство, чтобы минимизировать финансовые риски? Для этого у него целых три способа. Правда, пока что ни один не отработан на 100%.

Центральный банк как основное звено


Первый вариант подразумевает, что Центральный банк будет поднимать процентные ставки всякий раз, как цены на активы будут расти. И многие полагают, что это правильно. Впрочем, эти же люди полагают, что последний кризис грянул из-за того, что ставки слишком долго были низкими. Или что рост цен на активы и инфляция стоимости активов – это одно и то же.

Правда, с удержанием цен на активы с помощью ключевых ставок не все так просто. Во-первых, сложно определить насколько завышены эти самые цены, основные маркеры могут лишь слабо сигнализировать о переоцененности или недооцененности. К тому же, ключевые ставки влияют не только на стоимость активов, их изменение сказывается на ценах товаров и услуг, на реальном секторе экономики. И если для борьбы с пузырями, то и дело вздувающимися на поверхности финансового сектора, регулятор будет резко поднимать или опускать ставки, экономике придется несладко.

Проблемный контроль


Вторым вариантом является непосредственно финансовое регулирование. В идеале можно было бы довести этот процесс до автоматизма. Но контроль всегда требует больших затрат, средств, которые будут отняты у экономики. К тому же всегда останутся финансисты, старающиеся улизнуть от ответственности перед регуляторами.

Проблема теневого финансового сектора присутствует не только в Китае, просто европейцы предпочитают на ней не акцентировать внимания. Регулирование сотен и тысяч компаний, которые оказывают такие же услуги как и банки, но при этом почти бесконтрольны, стало для правительств самой настоящей головной болью. И сколько бы политики не хвалились тем, что серьезно продвинулись в оценке системного риска, ставшего основой кризиса 2008 года, работа им предстоит еще немалая.

Сложности выбора


Между монетарной политикой и финансовым регулированием есть еще один инструмент – макропруденциальная политика. Часто его относят к финансовому регулированию. Основная идея в том, чтобы оперативно реагировать на изменения в экономической среде и внедрять жесткую монетарную политику в периоды бума, смягчая ее, когда приходят трудные времена. Правда, в основе этого способа лежит неопределенность и непредсказуемость. Не совсем понятно на чем именно будет основываться регулятор, принимая решение. Эта непредсказуемость непременно скажется на всем остальном. Так, к примеру, предпринимателям будет сложно принять решение о расширении бизнеса, если регулятор в любой момент может изменить монетарную политику и сделать это расширение невыгодным, а то и убыточным предприятием.





Нравится






2593
17.06.2015 23:41
В закладки
Версия для печати
Гость, выскажи мнение!